публикации

Свобода и права человека - эпоха Возрождения и Новое время

В средних веках Нашей эры в большинстве европейских государств преобладало полное верховенство власти либо церкви, либо единоличного правителя, возведенного на трон "властью божьей". Абсолютное право на собственность принадлежало избранным, высказываться и думать можно было только "правильно", принципы вероисповедания диктовались "сверху". Рабство же принимало новые формы, позволяя не только использовать, в качестве рабов, побежденных врагов, а и, как в древности, так называемых "варваров" (иноверцев), и даже использовать в этом качестве граждан самого государства.

Характерна, в этой связи, антикрепостническая позиция известного французского юриста Бомануара, чьи труды были изданы также и в Новое Время, утверждавшего, что каждый человек свободен, и стремившегося к реализации данной идеи в своих юридических положениях и построениях. Как следствие, появлялись недовольные существующим положением, и на рубеже Нового времени стали появляться люди (философы, юристы), высказывающиеся за правовое равенство всех людей, за экономическую свободу, за свободу слова, совести, вероисповедания и пр. В шестнадцатом веке, еще в эпоху Возрождения, некоторые юристы уже выступали за идею законности в широком смысле – идею всеобщей свободы, равенства всех перед законом, отмену крепостной зависимости как антиправового явления.

Так как понятие "свобода" было только результатом мышлений и рассуждений, а не являлось чем-то конкретным, в обществе начинали всерьез задумываться о конкретизации этого понятия в форме законов. Различные философы и юристы как эпохи Возрождения, так и Нового времени, приходили к мнению, что свобода не должна быть чем-то абстрактным, так как это понятие может трактоваться по разному, и быть абсолютно несовместимым у различных людей. В связи с этим, свободу начинали трактовать как проявление естественной свободы в оболочке закона, то есть естественного права в виде юридического права, которое должно быть определено в законах, и уже на законных основаниях иметь проявление в обществе.

Основным глашатаем свободы воли человека Нового времени, как общего права, выступил в начале девятнадцатого века немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Он считал, что "идея права, которая и есть свобода, развертывается в мир права, и сфера объективного духа предстает как идеальная правовая действительность – объективация форм права и свободы".

Гегель утверждает, что свобода человека, как личности, определяет себя в праве частной собственности. Он заявляет, что все люди равны в этом праве, но равенство их состоит не в денежной мере, не в размере и количестве собственности, а именно в самом праве владения собственностью и, как свободные личности, в свободе ею распоряжаться. Критикуя идеи общей собственности и всеобщего равенства в физической форме, Гегель выступает и категоричным противником рабства. Отчуждение личной свободы, правоспособности, моральности, религиозности несправедливо и подлежит преодолению: «в природе вещей – отмечает Гегель – заключается, что раб имеет абсолютное право освободиться».

Гегель не разделяет свободу человека (индивида, гражданина) и государство, как противоположно стоящие стороны, тем более не считает, что эти стороны имеют независимые друг от друга права, а утверждает, что государство и его граждане – это государственно организованный народ, включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни, и эта общность имеет органически целостную свободу. Он считает, что личные естественные права принадлежат человеку, как свободной личности, и не могут быть отчуждаемы. При отождествлении естественного права с позитивным законом важно отделять внешние стороны человеческих отношений от внутренних, так как законом могут регулироваться только внешние проявления отношений, а внутреннюю сферу человека закон регулировать не должен.

Приверженцем европейских либеральных идей о свободе, и явным последователем Гегеля в конце девятнадцатого века, являлся выдающийся философ и правовед Борис Николаевич Чичерин. Он внес большой вклад в развитие либерального развития России, и также позитивного определения прав и свобод человека. Чичерин считает, что человек, определяется наличием у него свободной воли, заключенной в праве, которое состоит из возможности располагать своими реальными, физическими действиями, а также из возможности свободно выражать свои мысли и чувства. Свобода человека не является, по его утверждениям, свободой живущего на воле животного, а является свободой гражданской, подчиненной общему закону, так как только при этом она является правом.

Вслед за Гегелем, Чичерин утверждает, что свобода разделяется на внутреннюю и внешнюю, и "юридический закон касается одних внешних действий, то внутренние помыслы не подлежат его определениям; здесь основное правило состоит в том, что эта область должна оставаться для него неприкосновенною".

При том, что свобода помыслов и действий человека является для него приоритетной, она постоянно входит в столкновение со свободой других людей. Вот в этом и появляется необходимость ограничений, юридического регулирования. Все люди действуют в обществе, где присутствуют другие люди, а так как каждый человек стремится расширить область своей свободы, действия их находятся в постоянной столкновении друг с другом.

"Отсюда – пишет Чичерин – необходимость определить, что принадлежит каждому, и установить известные правила для решения споров. Таково происхождение права. Оно возникает уже на первоначальных ступенях человеческого общежития и идет, разрастаясь и осложняясь, до самых высших. Право, как взаимное ограничение свободы под общим законом, составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ." Чичерин указывает при этом, что за всеми людьми, без исключения, должно признаваться равное положение, касающееся человеческого достоинства и свободы. На каком бы уровне социального общества человек не находился, какое положение не занимал, у него должна быть равная с другими людьми правовая возможность действовать и мыслить.

Закон должен устанавливать для всех людей равные права и возможности их приобретения, а осуществление приобретенных прав – это уже явление свободной воли каждого человека. Закон же должен охранять право человека от любого посягательства, на приобретенное законным путем – "этим способом человеческая свобода сочетается с равенством перед законом".

Чичерин определял сочетания свободы, права и закона как сочетание субъективного права и объективного права. Под субъективным правом понимается законная свобода человека действовать и требовать, а под объективным – закон, эту свободу определяющий. Причем, как уже утверждалось, только внешняя свобода может управляться законом.

"Корень всякого права – характеризовал эти понятия Чичерин – есть свобода лица; а потому основные определения права касаются именно личных, или частных отношений; общественные союзы воздвигаются над ними, как высший порядок, который не уничтожает, а только восполняет частные отношения, которые зиждятся на свободе. Таков непоколебимый и неизменный идеал права и правды, идеал, вытекающий из ясных требований разума и из глубочайших основ духовной природы человека."

Сопутствующие публикации:

Материалы подготовлены юристами «ЩИТ»

все публикации

Для уточнения информации по условиям предоставления юридических услуг,
а также для получения предварительной консультации, обращайтесь по телефону:

телефон для связи938-25-80телефон для связи

пн.-пт. с 10:00 до 20:00, сб. с 12:00 до 18:00
мы открыты, принимаем звонки до 20:00

Санкт-Петербург, Невский район, улица Дыбенко 16, метро: "Улица Дыбенко", "Проспект Большевиков"
почта для связи mail@spb-shield.ru

БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ          ©  «ЩИТ» СПб. 2015-2020         Разработка и дизайн сайта: ПИТ-ИНФО