публикации

Понятие прав человека в философии Г. Ф. Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) являлся идейным вдохновителем, провозглашавшим свободу человека и присущие ему неотъемлемые права. Его "Философия права" стала для многих ученых в различных странах отправной точкой научных работ в области прав и свобод человека.

В своей концепции философ использовал естественно-правовое понимание, включающее в себя присущие человеку неотъемлемые права. Основным правом человека Гегель считал личную свободу. Он считал, что должно существовать правовое равенство людей, что люди равны именно как свободные личности. Свое понимание свободы и права Гегель направляет против рабства и крепостничества. Отчуждение личной свободы, правоспособности, моральности, религиозности несправедливо и подлежит преодолению. "В природе вещей, – признает Гегель, – заключается абсолютное право раба добывать себе свободу".

Гегель не разделяет свободу человека (индивида, гражданина) и государство, как противоположно стоящие стороны, тем более не считает, что эти стороны имеют независимые друг от друга права, а утверждает, что государство и его граждане – это государственно организованный народ,  включающий в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни, и эта общность имеет органически целостную свободу. Он считает, что личные естественные права принадлежат человеку, как свободной личности, и не могут быть отчуждаемы.

При отождествлении естественного права с позитивным законом важно отделять внешние стороны человеческих отношений от внутренних, так как законом могут регулироваться только внешние проявления отношений, а внутреннюю сферу человека закон регулировать не должен. Гегель писал: "право уже определило свое наличное бытие как особенную волю, а субъективность в ее всеобъемлющей особенности сама есть наличное бытие свободы, так же как она в себе в качестве бесконечного соотношения воли с собой есть всеобщее свободы".

Как утверждает Гегель, свобода личности реализуется, в первую очередь, в праве частной собственности, и человек вправе распоряжаться им по своему усмотрению и без всякого принуждения, т.е. на договорных началах. Договор, по мнению ученого, является необходимым моментом в осуществлении разума в котором друг другу противостоят самостоятельные лица – владельцы частной собственности. Предметом договора может быть лишь некоторая единичная внешняя вещь, которая только и может быть произвольно отчуждена ее собственником.

Гегель, с позиций договора, критикует взгляды Канта на брак, как договор, и различные проявления договорных отношений в государстве, указывая, что договорные отношения – это только "произвол" отдельных лиц. А все, относящееся к нравственности и государству, не должно быть произволом лиц, объединенных в государстве.

"Привнесение договорного отношения, – утверждает Гегель, – так же как и отношений частной собственности вообще, в государственное отношение привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности. Подобно тому как в прежние времена права и обязанности государства рассматривались и утверждались как непосредственная частная собственность особых индивидов, противостоящая правам государя и государства, так в новейшее время права государя и государства рассматривались как предметы договора и основанные на нем как некто лишь общее в воле, возникшее из произвола людей, объединенных в государство."

Определяя право человека на свободное существование, Гегель не обошел стороной и вопросы брака и семьи, а также права женщин в этом вопросе. Утверждая, что человек вправе самостоятельно делать выбор, философ отмечал, что женщина вправе делать свой выбор осознанно. "У народов, где женщины не пользуются особым уважением, родители устраивают браки по своему произволу, не спрашивая вступающих в брак индивидов, и они повинуются этому, поскольку особенность чувства еще не предъявляет здесь своих притязаний. Девушке нужен лишь муж вообще, мужчине – жена вообще. В других условиях могут иметь решающее влияние соображения имущественного характера, связи, политические цели. В этих случаях может быть проявлена большая жесткость, так как брак превращается в средство для других целей."

Порицая насилие вообще, Гегель рассуждает, что ограничение свободы – это отрицание права. Он утверждает, что общества, в которых еще существует такое отношение к человеку является обществом еще не созревшим в нравственном смысле, и в котором "неправо еще есть право". С этих же позиций философ выступает за предоставление независимости колониям. «Освобождение колоний, – подчеркивает он, – оказывается величайшим благом для метрополии, подобно тому как освобождение рабов было величайшим благом для их господина»

Сопутствующие публикации:

Материалы подготовлены юристами «ЩИТ»

все публикации

Для уточнения информации по условиям предоставления юридических услуг,
а также для получения предварительной консультации, обращайтесь по телефону:

телефон для связи938-25-80телефон для связи

пн.-пт. с 10:00 до 20:00, сб. с 12:00 до 18:00
мы открыты, принимаем звонки до 20:00

Санкт-Петербург, Невский район, улица Дыбенко 16, метро: "Улица Дыбенко", "Проспект Большевиков"
почта для связи mail@spb-shield.ru

БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ          ©  «ЩИТ» СПб. 2015-2020         Разработка и дизайн сайта: ПИТ-ИНФО