публикации

Отражение идей Гегеля о свободе в Российской истории

Явным последователем Гегеля в России конца девятнадцатого века, являлся выдающийся философ и правовед Борис Николаевич Чичерин (1828 – 1904), внесшим большой вклад в развитие позитивного определения прав и свобод человека. Развивая учения Гегеля, Чичерин считает, что человек, определяется наличием у него свободной воли, заключенной в праве, которое состоит из возможности располагать своими реальными, физическими действиями, а также из возможности свободно выражать свои мысли и чувства. Чичерин указывает, что за всеми людьми, без исключения, должно признаваться равное положение, касающееся человеческого достоинства и свободы. На каком бы уровне социального общества человек не находился, какое положение не занимал, у него должна быть равная с другими людьми правовая возможность свободно действовать и мыслить.

Человек волен свободно передвигаться в любом, желаемом ему направлении, думать так, как ему угодно, верить в то, что он считает достойным веры и к какой вере его влечет, высказывать свою точку зрения на любые окружающие явления, делать то, что он считает необходимым, и не делать того, чего он делать не хочет. При этом он волен совершать все это лишь только по собственному желанию, по собственной воле, а не в силу принуждения других людей, либо властей. Эта свобода относится к внутренней свободе человека, к которой не может и не должно применяться какое-либо принуждение.

Уделяя, вслед за Гегелем, особое внимание проблемам рабства и крепостничества, Чичерин писал, что человеку принадлежит неотъемлемое право свободного труда, с которым связано право обязательств, принимаемых на себя людьми – "право обязываться известными действиями в отношении к другому; здесь заключается источник личного договора, но признание его нераздельно связано с самым признанием свободной человеческой личности, и неотъемлемо принадлежащего ей права располагать собою по собственному усмотрению".

Подразумевается совершенно независимое от чего бы то ни было, кроме собственной воли, право человека на любые действия в соответствии со свободой труда, но при этом не должно допускаться полное отчуждение своей личности. Человек может располагать собой, как свободное лицо, иначе это будет уже не свободный труд, а рабское положение человека. Закон не должен признавать полной зависимости человека от чужой воли. Человек может отчуждать различные свои действия, но не себя, как духовную сущность, которая должна признаваться основой всякого права. Юридические законы, отрицающие таковую основу не могут быть правомерны, закон не может отрицать ее.

Человек вправе получать и использовать вещи по своему разумению и своей личной волей. Частная собственность является чем-то абсолютно естественным. Чичерин уверен, что самим явлением свободы в мире есть собственность. Он отмечает, что свобода человека абсолютно совместна с законами природы, и по праву разумного существа, человек налагает свою волю на физическую природу и подчиняет ее себе.

Поддерживая позицию Гегеля в отношении договора, Чичерин утверждает, что человек может свободно действовать в денежных вопросах. Можно свободно отчуждать свою собственность, результаты деятельности, свои навыки и умения. Но отчуждать возмездно, за справедливое вознаграждение, а иначе это опять же будет проявление  рабства. А совершать такие действия можно лишь на основании взаимной договоренности – договора, сделки, так как "собственность, как мы видели, есть явление свободы в отношении к физическому миру; договор есть явление свободы в отношении к другим лицам".

В Российской Империи идеи Георга Вильгельма Фридриха Гегеля просуществовали недолго по причине прекращения существования самого государства. В 1917 году, в результате произошедшей революции, появился новый государственный строй, отвергающий философские учения Гегеля, и его последователей. На смену Российской Империи пришло другое государство, которое, через пять лет стало называться Союзом Советских Социалистических Республик (СССР). В новом государстве не было места тем правовым явлениям, которые провозглашали философы, выступающие за права и свободы человека.

На территории СССР многие "гегелевские" права не соблюдались. Лишь с "развалом" Советского Союза, и провозглашением нового Государства  –  России, в принятой Конституции Российской Федерации от 1993 года были отражены, и стали частью действующего законодательства, те права и свободы человека, которые провозглашал Гегель, и которые были указаны в декларации 1948 года. Также, к концу двадцатого века, после ратификации "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (Европейская конвенция ко правам человека), в России стал реально действовать институт защиты прав человека в лице Уполномоченного по правам человека.

В наше время Владик Сумбатович Нерсесянц (1938 – 2005) отмечал: "философско-правовое учение Гегеля оказало заметное влияние на последующую историю политико-правовой мысли; это было наглядно продемонстрировано в последующей истории гегельянства и трактовок учения Гегеля с различных идейно теоретических позиций. Философия права Гегеля занимает выдающееся место в истории философского познания проблем свободы, права, государства".

Сопутствующие публикации:

Материалы подготовлены юристами «ЩИТ»

все публикации

Для уточнения информации по условиям предоставления юридических услуг,
а также для получения предварительной консультации, обращайтесь по телефону:

телефон для связи938-25-80телефон для связи

пн.-пт. с 10:00 до 20:00, сб. с 12:00 до 18:00
сейчас мы закрыты, ответим Вам завтра с 10:00

«ЩИТ»
Санкт-Петербург, Невский район, улица Дыбенко 16А, метро: "Улица Дыбенко", "Проспект Большевиков"
почта для связи mail@spb-shield.ru

БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ          ©  «ЩИТ» СПб. 2015-2020         Разработка и дизайн сайта: ПИТ-ИНФО