публикации

Б.Н. Чичерин о праве и свободе

Весьма важным для объективного правопонимания является учение о правах и свободах человека, представленное в конце девятнадцатого века выдающемся философом права Борисом Николаевичем Чичериным (1828 – 1904). Чичерин считает, что человек определяется наличием у него свободной воли, заключенной в праве, которое состоит из возможности располагать своими реальными, физическими действиями, а также из возможности свободно выражать свои мысли и чувства. Чичерин указывает, что за всеми людьми, без исключения, должно признаваться равное положение, касающееся человеческого достоинства и свободы.

"Отсюда – пишет Чичерин – необходимость определить, что принадлежит каждому, и установить известные правила для решения споров. Таково происхождение права. Оно возникает уже на первоначальных ступенях человеческого общежития и идет, разрастаясь и осложняясь, до самых высших. Право, как взаимное ограничение свободы под общим законом, составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ." На каком бы уровне социального общества человек не находился, какое положение не занимал, у него должна быть равная с другими людьми правовая возможность действовать и мыслить.

Закон должен устанавливать для всех людей равные права и возможности их приобретения, а осуществление приобретенных прав – это уже явление свободной воли каждого человека. Закон же должен охранять право человека от любого посягательства, на приобретенное законным путем – "этим способом человеческая свобода сочетается с равенством перед законом". "Корень всякого права – характеризовал эти понятия Чичерин – есть свобода лица; а потому основные определения права касаются именно личных, или частных отношений; общественные союзы воздвигаются над ними, как высший порядок, который не уничтожает, а только восполняет частные отношения, которые зиждутся на свободе. Таков непоколебимый и неизменный идеал права и правды, идеал, вытекающий из ясных требований разума и из глубочайших основ духовной природы человека."

Философ определял происхождение личного права человека. Человек (по законам природы, божественным законам) волен свободно передвигаться в любом, желаемом ему направлении, думать так, как ему угодно, верить в то, что он считает достойным веры и к какой вере его влечет, высказывать свою точку зрения на любые окружающие явления, делать то, что он считает необходимым, и не делать того, чего он делать не хочет. При этом он волен совершать все это лишь только по собственному желанию, по собственной воле, а не в силу принуждения других людей, либо властей. Эта свобода относится к внутренней свободе человека, к которой не может и не должно применяться какое-либо принуждение.

Какое-либо произвольное принуждение или ограничение права собственности человека, по мнению Чичерина, недопустимо. Приобретение и отчуждение собственности должно производится по воле лица, и на его усмотрение, как проявление свободы. И если добровольное отчуждение собственности – это только свобода воли ее владельца, то принудительное ее отчуждение допустимо и возможно только если взамен собственником будет получено справедливое вознаграждение.

Чичерин пишет: "С точки зрения философского права твердо стоит одно правило, что собственность есть норма, а стеснения составляют исключение. Это – то самое правило, которое существует и относительно личных прав. Везде нормальное начало есть свободное распоряжение своим лицом и имуществом."

Сопутствующие публикации:

Материалы подготовлены юристами «ЩИТ»

все публикации

Для уточнения информации по условиям предоставления юридических услуг,
а также для получения предварительной консультации, обращайтесь по телефону:

телефон для связи938-25-80телефон для связи

пн.-пт. с 10:00 до 20:00, сб. с 12:00 до 18:00
сейчас мы закрыты, ответим Вам сегодня с 10:00

«ЩИТ»
Санкт-Петербург, Невский район, улица Дыбенко 16А, метро: "Улица Дыбенко", "Проспект Большевиков"
почта для связи mail@spb-shield.ru

БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ          ©  «ЩИТ» СПб. 2015-2020         Разработка и дизайн сайта: ПИТ-ИНФО