«ЩИТ»  «ЩИТ»  –  ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ  –  ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ  –  КОНСУЛЬТАЦИИ  –  938-25-80

публикации

Истоки либертарно-юридического подхода к пониманию права

Либертарно-правовая концепция, автором которой является В. С. Нерсесянц – это выводы, сделанные в результате научных исследований с использованием исторического и сравнительного подходов в определении сущности прав и свобод человека. Явным источником такого правопонимания служили труды философов и теоретиков государства и права в прошлом. Весьма важным для объективного правопонимания является учение о правах и свободах человека, представленное в конце девятнадцатого века выдающемся философом права Борисом Николаевичем Чичериным.

Чичерин считает, что человек определяется наличием у него свободной воли, заключенной в праве, которое состоит из возможности располагать своими реальными, физическими действиями, а также из возможности свободно выражать свои мысли и чувства. Чичерин указывает, что за всеми людьми, без исключения, должно признаваться равное положение, касающееся человеческого достоинства и свободы.

Уделяя особое внимание проблемам рабства и крепостничества, Чичерин писал, что человеку принадлежит неотъемлемое право свободного труда, с которым связано право обязательств, принимаемых на себя людьми – "право обязываться известными действиями в отношении к другому; здесь заключается источник личного договора, но признание его нераздельно связано с самым признанием свободной человеческой личности, и неотъемлемо принадлежащего ей права располагать собою по собственному усмотрению".

При этом, Чичерин являлся явным последователем немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который использовал в своей концепции права естественно-правовое понимание, включал в свою концепцию присущие человеку неотъемлемые права, как обязательные и непреложные истины. Основным правом человека Гегель считал личную свободу. Он отдельно отмечал, что должно существовать правовое равенство людей, что люди равны именно как свободные личности. Гегель утверждал, что "идея права, которая и есть свобода, развертывается в мир права, и сфера объективного духа предстает как идеальная правовая действительность – объективация форм права и свободы".

В 1948 году, после окончания Второй мировой войны (в СССР – Великая Отечественная война), Организацией Объединенных Наций, образованной в 1945 году для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами, была принята "Всеобщая декларация прав человека". В этой декларации был указан минимум прав и свобод человека, который мировое сообщество, и каждое государство в отдельности, обязаны были соблюдать. В данном документе были утверждены на мировом уровне и те права и свободы, на обязательное существование которых указывал Гегель.

В послевоенный период, еще в "советскую эпоху", В. С. Нерсесянц осуществлял разработку концептуально нового правового подхода, который назвал либертарно-юридическим, используя накопленный его предшественниками опыт. "Философия права Гегеля – отмечал Нерсесянц, – занимает выдающееся место в истории философского познания проблем свободы, права, государства".

Но лишь с окончанием запретов, присутствовавших в устоях Советского Союза, и тотальных ограничений возможностей развития философии права, смогли в достаточной мере осуществиться идеи Нерсесянца о сути и назначении права, как такового. С начала 2000-х годов стали изменяться законы, которые начали включать в себя (хоть и не так быстро как хотелось бы) принципы свобод, за которые выступали философы прошлого, и сам Владик Сумбатович.

В настоящее время на территории Российской Федерации, с позиций действующей Конституции, Конституционных и Федеральных законов, действуют и соблюдаются, в достаточно большой мере, основные права и свободы человека, за которые выступал Гегель, являющейся его явным последователем Чичерин, В. С. Нерсесянц и другие философы и государственные деятели различных государств и эпох.

Труды философов прошлых веков внесли неоспоримо значимый вклад в понимание прав и свобод человека. Также, является безусловным то значение, которое имеют труды В. С. Нерсесянца в аспекте современного правопонимания и состояния юридической науки. Философские труды, направленные на правовое просвещение, в современных условиях, позволяют по достоинству оценить бесценный опыт, накопленный поколениями юристов и философов права.

Историко-сравнительные труды Владика Сумбатовича позволили шире взглянуть на проблемы исторического характера, существовавшие ранее, а также на современные проблемы в праве. Его либертарно-юридическая концепция создает необходимое направления юридической мысли, дающее возможности для развития и совершенствования юридической и законодательной системы государства, а также глубокого понимания правовых ценностей, касающихся неотъемлемых и важнейших проявлений гуманизма, таких, как права и свободы человека.

Сопутствующие публикации:

Может быть полезно:


Материалы подготовлены юристами «ЩИТ»

все публикации

Для предварительной записи на прием к юристу в офисе,
уточнения информации по условиям предоставления юридических услуг,
а также для получения предварительной консультации, обращайтесь по телефону:

телефон для связи938-25-80телефон для связи

пн.-пт. с 10:00 до 20:00, сб. с 12:00 до 18:00
мы открыты, принимаем звонки до 20:00

(прием посетителей только по предварительной записи)

Санкт-Петербург, Невский район, улица Дыбенко 16, помещение 623 (2 этаж).
Ближайшее метро: "Улица Дыбенко", "Проспект Большевиков"
почта для связи mail@spb-shield.ru

ᚱᚠ

©  «ЩИТ»  –  Санкт-Петербург  –  2015-2021

«

Вы можете связаться с нами в мессенджере:

сейчас мы открыты,
сегодня мы можем ответить до 20:00